Выбор фамилии ребёнку в Италии

В Италии родившемуся ребёнку автоматически присваивается фамилия отца и родители никак не могли на это повлиять. Разбираться пришлось в суде.

Вопрос о законности был поднят в рамках жалобы на на отказ сотрудника ЗАГС внести в свидетельство о рождении сына заявителей фамилию матери в дополнении к отцовской.

Заявители утверждали, что действующим законодательством нарушаются положения статьи 117 Конституции, пп. "г" п. 1 ст. 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рекомендации Совета Европы 28 апреля 1995 № 1271 и 18 марта 1998, № 1362, 27 сентября 1978, № 37, касающихся реализации полного равенства в даче родителями фамилии своим детям.

Постановлением апелляционного суда г. Генуя от 8 ноября 2016 года, № 286 признан неконституционным закон, обязывающий автоматически присваивать ребенку фамилию отца невзирая на желание родителей дать ему фамилию матери (статьи 237, 262 и 299 ГК, а также п. 1 ст. 72 Декрета N1238/1939 (Система гражданского состояния) и статьи 33, 34 Декрета Президента Республики N396/2000 (Регламент о пересмотре и упрощении системы гражданского состояния).

Статья 143 bis ГК Италии позволяет женщине к своей (девичей) фамилии добавлять фамилию мужа и сохранять ее во время вдовства и до заключения повторного брака. Согласно поправке к статье 315 bis ГК Италии, вступившей в силу 07.02.2014 г., ребенок вправе иметь фамилии обоих родителей.

СМЕНА ФАМИЛИИ ВНЕБРАЧНОМУ РЕБЕНКУ И МНЕНИЕ РЕБЕНКА

Кассационный суд Италии своим решением от 11 июля 2017 N 17139 оставил в силе решение суда первой инстанции об отказе добавлять к фамилии ребенка фамилию отца спустя 12 лет.

Решение принято, исходя из интересов и личного мнения ребенка.

Так, отец, гражданин Италии, просил добавить свою фамилию к фамилии матери, гражданки Швейцарии, которая была дана их общему сыну после его рождения.

В судебном заседании сын заявил: «не хочу, чтобы изменяли мою фамилию или добавляли к ней фамилию отца. Фамилия - мое личное и дается на всю жизнь; я прожил двенадцать лет с этой фамилией и у меня нет другой".

В кассационном суде отец указывал, что была нарушена ст. 262 ГК и принцип равенства родителей.

Закон N219/2012 о приобретении фамилии детьми, рожденными вне брака, гласит, что ребенок, позже признанный вторым родителем, вправе добавить, заменить или присоединить к фамилии матери фамилию своего отца.

Данное положение защищает право ребенка на сохранение ранее приписанной фамилии, если это стало автономным признаком его личной идентичности.

В случае разрешение такого рода спора в суде, обязательно заслушивается мнение несовершеннолетнего, достигшего двенадцатилетнего возраста.

-------------------------------

Остались вопросы? Запишитесь на консультацию.

Будем рады оказать юридическое сопровождение вашего дела на стадии рассмотрения в суде и исполнения.

Адвокат

Татьяна Третьяк